Brimir.ru

В мире животных
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детям о черепахах

Интересные факты о черепахах

Здравствуйте, друзья. Они могут быть как сухопутными, так и водными. Они живут до 100 лет и имеют на своей спине панцирь, который защищает их от хищников, хотя многие из них также являются хищниками. Но что мы знаем об этих существах еще? На самом деле, несмотря на то, что мы верим в свою полную осведомленность в отношении черепах, мы о них практически ничего не знаем. Но мы решили исправить эту ситуацию и подготовили для вас интересные факты об этих рептилиях. Надеемся данная информация будет полезна не только для школьников и детей, но и для взрослых.

Вы можете смело забыть те мультфильмы, которые вы видели в детстве, где черепаха выпрыгивает из своего панциря и бежит прочь. А затем возвращается, и снова залезает в панцирь. Настоящие черепахи так сделать не могут.

Дело в том, что панцирь — это неотъемлемая составляющая самой черепахи. Они прикреплена к корпусу и соединена с внутренними ребрами, органами и позвонками.

Вы можете подумать, что они и птицы — это разные животные. Да, одни умеют летать, вторые нет. Но на самом деле есть у них и птиц нечто общее — это их клюв. Да, у черепах полностью отсутствуют зубы, но есть ребристый клюв. У плотоядных видов ребра на клюве очень острые, что позволяет им хорошо откусывать мясо. Такие виды могут нанести серьезный ущерб человеческой руке если за нее укусят.

У травоядных видов ребра на клюве срезанные, благодаря чему они легко откусывают траву.

Несмотря на то, что она кажется довольно мудрым существом, на самом деле это не так. Их интеллектуальные способности ограничены и более того, они достаточно плохо слышат (не считая еще и медлительности). Например, некоторые виды могут уловить звуки только выше 60 децибел. Человеческий шепот имеет около 20 децибел. То есть, если аккуратно подойти к черепахе, то она может даже этого не услышать. Такая «глухота» вызвана хорошей защитой в виде панциря.

Сегодня все чаще можно увидеть на рынке людей продающих маленьких зеленых черепашек. Это красноухая черепаха. Пожалуй, самый популярный вид из-за ее доступности. Благодаря таким торговцам они появляются чуть ли не в каждом доме. И казалось бы, это идеальные домашние животные, неприхотливые, молчаливые и т. д. Но нет. Черепахи нуждаются в уходе, который не уступает уходу за рыбками, крабами или креветками.

Более того, они являются носителями такого заболевания как сальмонеллез. Причем заболеть человек может даже без контакта с рептилией. Бактерии сальмонеллы хорошо оседают на поверхностях мебели и т. д.

Звучит как научно-фантастический фильм, но в 1968 году 2 черепахи облетели Луну и вернулись на Землю. Запустили в космос черепах ученые из СССР на космическом корабле Зонд-5. После того как они облетели Луну и вернулись домой, их масса тела изменилась на 10% (в меньшую сторону), а в основном показатели оказались прежними.

Антарктида — это единственный континент, на котором нет черепах. Они достаточно адаптивные рептилии, которые нашли себе место во всех уголках нашей планеты. Во всех, кроме Антарктиды.

Существует более 300 видов черепах и все они откладывают яйца на суше. Будь то водная или сухопутная, она отложит яйца все равно на суше. Например, самые крупные кожистые черепахи преодолевают тысячи километров для того, чтобы вернуться на тот пляж где они родились и отложить свои яйца.

Речные обычно откладывают яйца рядом с тем местом, где они живут.

Водные черепахи могут утонуть. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. У них нет жабр и они находятся под водой благодаря тому, что задерживают кислород. Некоторые виды могут задерживать дыхание до 30 минут, хотя многим речным такое время не под силу. Что же касается морских черепах, то они могут задерживать дыхание вообще на 10 часов.

В то же время вы можете задаться вопросом, а как же они спят под водой? Когда черепаха отдыхает, она может задерживать дыхание на 7-10 часов. Поэтому сон под водой для них не проблема.

Удивительно, но пол черепах регулируется температурой, в которой будет происходить инкубация яйца. Например, если инкубация яиц будет осуществляться при температуре 28 градусов по Цельсию, то из яиц появятся на свет мальчики. Если температура инкубации будет выше 31 градуса по Цельсию, тогда из яиц вылупятся девочки. Что касается промежутка от 28 до 31 градуса по Цельсию, при инкубации в этом промежутке шансы мальчиков и девочек составляют 50/50.

Они живут приблизительно в 2 раза дольше чем человек. В неволе они могут жить от 10 до 80 лет. Что касается морских черепах, то продолжительность их жизни в среднем составляет 150 лет.

Морские черепахи умеют плакать. И это не слезы радости или печали. Черепашьи слезы спасают их от соли, которая содержится в морской воде. Они все же пьют морскую воду и их организм как-то вынужден выводить соль, попадающую вместе с водой.

К тому же, эта функция играет важную роль не только в выведении лишней соли из организма, но и в защите глаз от песка, во время откладывания яиц.

Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о Луне

Разрушение среды обитания, незаконный вылов, загрязнение воды приводят к тому, что их популяция существенно сокращается по всему миру. Как уже было отмечено ранее, всего существует чуть более 300 видов черепах и некоторые из видов находятся на грани исчезновения. Чтобы понимать всю опасность ситуации, приведем пример со змеями и ящерицами. В мире насчитывается около 3000 видов змей и 7000 видов ящериц. На их фоне 300 видов черепах кажутся несущественными.

В некоторых странах Азии органы черепах используются в народной медицине, что также оказывает существенное влияние на снижение их популяции.

Они линяют подобно ящерицам. Но если в случае с ящерицами они сбрасывают свою кожу, то черепахи — куски панциря. По мере роста их пластины увеличиваются, а старые шелушатся.

Выше мы уже писали о том, что морские черепахи находят пляж на котором вылупились и возвращаются туда, чтобы отложить яйца. Но как они находят этот пляж? Все дело в том, что они очень хорошо чувствуют магнитное поле Земли благодаря чему используют его в качестве некого компаса.

На этом все, дорогие читатели. Надеемся вам эти интересные факты.

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Приглашаем к участию
учеников 1-11 классов

Идёт приём заявок

Детям дошкольного возраста о черепахах .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация для дошкольников «Черепахи»

В море синем, и в песочке, Ты меня отыщешь точно. Дом таскаю на себе, И знакома я тебе. Плавать я умею быстро, Обожаю песок чистый, В клетку на спине рубаха, А зовусь я – (Черепаха).

Это черепаха. У черепахи есть твердый панцирь. В нем есть отверстия для головы, ног и хвоста. Голова имеет овальную форму, шея длинная и очень подвижная. У черепахи хорошо развито зрение, она хорошо слышит, и очень хорошо чувствует разные запахи.

Живут черепахи в жарком поясе и обитают в безводных степях и пустынях.

Черепахи являются олицетворением медлительности: они не только по земле ходят очень медленно, но и медленно дышат, у них медленно совершается кровообращение, пищеварение. Месяцами могут голодать.

У черепах сильные мускулы. Даже маленькая черепашка может тащить на своей спине груз. Жевательные мускулы тоже сильные: черепаха не разожмет челюстей, даже если палку, за которую схватилась черепаха, начать раскачивать. Зубов у черепах нет. Но челюсти покрыты заостренными роговыми пластинками.

Питаются листьями, фруктами, червями, рыбой. В питание черепах наблюдается много странностей. В тропическом поясе сухопутные черепахи едят в дождливое время года, после этого они жиреют и перестают принимать пищу, а затем в сухое время года впадают в спячку на несколько месяцев. Морские черепахи совсем не впадают в спячку.

Размножаются яйцами, их самки зарывают в песок. Через несколько месяцев появляются маленькие черепашки, которые сразу же начинают самостоятельную жизнь. Черепашки появляются на свет вполне сформировавшимися. Но панцирь их еще довольно мягок и окончательно затвердевает по истечении нескольких лет.

А есть ещё морские черепахи, которые живут в море и ноги у них похожи на ласты

Морские черепахи откладывают яйца в песок на берегу моря или океана, и маленькие черепашата, вылупившись стараются добраться самостоятельно до моря.

Бывают вот такие гигантские черепахи!

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

350 руб. 171.00 руб.

ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.

ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.

География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.

География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.

География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

Читать еще:  Можно ли сухопутной черепахе творог

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

  • Себелева Марина Михайловна
  • Написать
  • 5844
  • 10.05.2018

Номер материала: ДБ-1574214

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • 10.05.2018
  • 158
  • 10.05.2018
  • 175
  • 10.05.2018
  • 237
  • 10.05.2018
  • 267
  • 10.05.2018
  • 130
  • 10.05.2018
  • 181
  • 10.05.2018
  • 108
  • 10.05.2018
  • 184

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

«Знакомство с черепахой»

(познавательно непосредственно образовательная деятельность)

Цель: уточнение и расширение представлений детей о черепахе.

Программные задачи НОД:

1. изучить строение тела черепахи;

2. исследовать некоторые жизненные отправления;

3. развивать у детей любознательность;

4. развивать логическое мышление и связную речь;

5. закреплять навыки экспериментирования;

6. формировать чувство ответственности за здоровье подопыт­ного животного.

Виды интеграции образовательных областей:

Социализация : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Коммуникация : развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения.

Труд : воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.

Материалы и оборудование: черепаха; лист бумаги; несколько книг в толстой обложке (или мешочки с песком); палочка (каран­даш); небольшое стекло (или гладкая полированная ДСП); ванноч­ка с песком; квадрат плотной ткани; игрушечная дудка; лупы (1—2 или по количеству детей).

Организация детей. Несколько детских столов сдвинуты так, чтобы получился квадрат или не очень вытянутый прямоугольник. Дети сидят по всем четырем сторонам этого стола на расстоянии отстав­ленного локтя друг от друга. Колени задвинуты под стол, чтобы в случае падения черепахи удержать ее.

Воспитатель находится за тем же столом вместе с детьми.

Черепаху кладут на стол, и она свободно перемещается по его поверхности. Дети все время следят, чтобы она не упала на пол.

1. На занятии дети самостоятельно проводят все эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

2. Они все время следят, чтобы черепаха не упала со стола.

3. К этому времени дети должны хорошо знать, что тело любого высшего животного состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.

4. Воспитатель ничего не рассказывает детям. Он только задает вопросы, а те находят ответы из наблюдений и экспериментов.

5. Воспитатель не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени

Воспитатель. Ребята, сегодня мы понаблюдаем за черепахой и проведем с ней некоторые опыты. Давайте вспомним, какие усло­вия необходимо соблюдать при проведении опытов на животных?

Дети. Нельзя шуметь и кричать, пугать животное и наносить им вред. Нужно следить, чтобы животное чувствовало себя спокой­но и уверенно.

1. Строение тела черепахи

Воспитатель. Кто назовет, из каких частей состоит тело чере­пахи?

Что имеется на голове?

— Что имеется на туловище?

— Чем покрыто тело черепахи?

Из чего состоит панцирь?

Посчитайте, сколько щитков в панцире?

Опишите, как устроены передние ноги черепахи?

Опишите хвост черепахи.

Чем покрыты ноги и шея?

Посмотрите, чем отличается кожа черепахи от кожи человека?

Рекомендация. Черепаха все время находится в движении. Дети не трогают ее руками, не гладят, но осторожно поворачивают, если она подходит близко к краю стола.

2. Движение черепахи

Воспитатель. Опишите, как черепаха передвигается.

Как движутся передние ноги?

Как движутся задние ноги?

Проверим, может ли черепаха передвигаться по гладкой поверхности. Положите ее на стекло (на полированную ДСП). (Черепаха начнет скользить.)

А как она ходит по песку? (Ставится ванночка с песком. Черепаха двигается по песку довольно легко.)

А по ткани? (Расстилается ткань. Черепаха цепляет ее когтями и сминает нижней частью панциря.)

Какой делаем вывод: какая поверхность самая хорошая для
черепахи?

3. Как черепаха обходит препятствия?

Воспитатель. Как черепаха относится к препятствиям?

Дети раскладывают на столе 2—3 книги разной толщины, 1 — 2 высокие стопки книг и следят за реакцией черепахи. На тонкие книги она заползает, толстые книги и стоики обходит.

Может ли черепаха подняться по наклонной плоскости? Нужно положить перед черепахой этот лист фанеры так, чтоб одним кон­цом он опирался на книгу, другим на стол. Посмотрим за поведени­ем черепахи.

Теперь возьмем стопку книг повыше.

4. Хорошо ли видит и слышит черепаха?

Воспитатель. Проверим, хорошо ли видит черепаха. Нужно помахать палочкой перед черепахой.

А что произойдет, если помахать подальше.

А если помахать палочкой с другого конца стола. (Черепаха скорее всего не отреагирует.)

Какой делаете вывод: хорошо ли видит черепаха? (Она близо­рука.)

Теперь проверим, хорошо ли слышит черепаха. Нужно подудеть в дудочку.

Анализируется та реакция, которая имеет место в реальности.

5. Различает ли черепаха высоту?

Наблюдение проводится, когда черепаха подойдет близко к краю стола, и в том случае, если воспитатель уверен в быстрой реакции детей, или если черепаха близко подошла к самому воспитателю.

Воспитатель. Ребята, задвиньте колени далеко под стол, сле­дите, чтобы черепаха не упала, а если начнет падать, придержите ее. Поймет ли черепаха, что перед ней пропасть? (Как правило, подойдя к краю стола, черепаха вытягивает шею, заглядывает в глубину про­пасти, а потом начинает пятиться от нее, разворачивается и уползает. Падает она только в том случае, если поверхность стола очень глад­кая, и при развороте животное просто соскальзывает с него.)

6. Черепаха дышит

Воспитатель предлагает детям поднести руку к ноздрям черепа­хи. Рука ощущает холодок от движущегося воздуха.

7. Различает ли черепаха запахи?

Воспитатель. Теперь проверим, как черепаха различает запа­ хи. Положим перед ней лист капусты, но так, чтобы она его не видела.

Кто-либо из детей кладет лист капусты сбоку от животного, и все следят за его поведением. Анализируют реакцию, которая имеет место в реальности.

8. Какой груз может перенести черепаха?

На спину черепахи кладут книгу — черепаха ползет. Добавляют вторую — черепаха ползет, затем третью, наблюдают за реакцией черепахи. Когда черепаха ползет, книги качаются. Дети наблюдают за этим с огромным интересом. Вместо книг можно положить ме­шочки с песком, однако, это не так интересно.

9. Сколько лет черепахе?

Воспитатель. Вы знаете, что по кольцам на каждом щитке панциря можно определить, сколько лет нашей черепахе? Давайте подсчитаем. Раз, два, три.

Возраст черепахи определяют по годичным кольцам на любом щитке ее панциря. На каждом щитке с края по кругу видны вы­пуклые кольца. Каждое кольцо — это прирост за год. Колец на щитке столько, сколько лет черепахе. По мере роста животного раз­мер каждого щитка увеличивается за счет образования нового кольца. Дети считают эти кольца, сравнивая результаты друг друга. Для работы можно использовать лупы.

Наиболее распространенная ошибка — попытка посчитать коли­чество щитков на панцире. Количество щитков с возрастом не ме­няется.

10. Как черепаха растет?

Воспитатель. Теперь узнаем, как растет черепаха. Посмотрите, видите, каждый щиток — темный и жесткий. А вокруг него есть тонкая полосочка. Она напоминает желобок и цвет у нее светлый, желтовато-зеленоватый. Это растет новый слой рогового вещества, из которого состоит щиток.

Посмотрите, такие полосочки есть вокруг каждого щитка?

Так каждый щиток увеличивается в размере, а за счет этого увеличивается и размер всего панциря. А внутри его теперь может подрасти и вся черепаха.

Как говорилось выше, панцирь состоит из двух слоев. Более глубокий является костным, поверхностный — роговым. Границы кост­ных и роговых щитков не совпадают. Наиболее интенсивный рост происходит весной. В это время по краям каждого костного (глубо­кого) щитка образуется новая кость, и его размер немного увели­чивается. За счет этого роговые (поверхностные) слои щитков раз­двигаются. Между ними появляется щелка, которая постепенно за­полняется вновь образующимся роговым веществом. Пока процесс не закончился, щелка отличается по цвету от старых частей панци­ря: она имеет нежный, слегка желтовато-зеленоватый оттенок. Так образуется новое годичное кольцо.

Воспитатель. Ребята, внимательно присмотритесь к разным кольцам на одном и том же щитке. Они одинаковы по ширине и цвету.

Внимательно присмотревшись, дети заметят разницу.

Тот год, когда образовывались тонкие кольца, был для черепахи тяжелым. Черепаха голодала. А в годы, когда еды было много, и погода была хорошей, образовывались широкие толстые кольца. Да­вайте посчитаем, сколько лет было черепахе, когда она голодала и когда еды было достаточно.

Дети самостоятельно рассматривают кольца на разных щитках, срав­нивают их между собой и определяют самые хорошие и самые тяжелые годы жизни животного. Если черепаха живет в детском саду или у хозяев несколько лет, можно сравнить, когда ей лучше жилось: в природе или у людей. Отсюда перейти к проблеме о том, как человек помогает живот­ным.

Читать еще:  Как оформить террариум для черепахи

11. Как черепаха реагирует на опасность?

Воспитатель предлагает одному из детей прикоснуться к ногам черепахи палочкой и пронаблюдать за ее реакцией. Черепаха оста­новится, замрет и, возможно, втянет конечности и голову под пан­цирь. Если черепаха давно живет в группе и привыкла к людям, она на прикосновение почти не отреагирует. В этом случае делается вывод о том, что мы хорошо обращаемся с черепахой; она нас не боится.

Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Кто такая черепаха?»

Цель: уточнить и расширить представление детей о внешнем виде черепахи (тело сверху и снизу покрыто панцирем, он снизу плоский, сверху выпуклый, толстый, твёрдый, разделён на отдельные пластинки; ноги, хвост, голова покрыта жёсткой кожей); сообщить детям о некоторых повадках черепахи (медленно передвигается, при опасности голову, лапы прячет в панцирь); учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида и характером передвижения; рассказать об образе жизни черепахи (живёт на суше, в степи, где много травы, песка, солнца, питается травой, листьями, плодами, на зиму впадает в спячку); учить создавать необходимые условия для жизни черепахи в уголке природы (содержать в террариуме, дно которого засыпано землёй и песком, высажена трава; домик из черепков, чтобы черепаха могла прятаться; кормить травой, кусочками фруктов, овощей);

учить обследовательским действиям (обвести панцирь рукой, погладить, чтобы выявить его форму и характер поверхности, нажать, слегка постучать, чтобы определить твёрдость, дотронуться палочкой до головы и ног, чтобы показать защитные действия черепахи); развивать умение анализировать факты, строить простейшие умозаключения и суждения; воспитывать бережное и заботливое отношение к черепахе, желание за ней ухаживать.

Предварительная работа: приготовить песок, землю, дёрн, старый цветочный горшок для устройства убежища, мешочек с песком (300—500 г), небольшую палочку, корм (траву, кусочки фруктов, овощей), картину с изображением степи. Детей рассадить полукругом (черепаху рассматривать на полу).

Проведение конспекта занятия для детей среднего дошкольного возраста «Кто такая черепаха?»

Воспитатель показывает животное, просит сказать, как называется, сообщает, что оно будет жить в уголке природы. Черепаху помещают на пол, дают возможность 1—2 минуты осмотреть её, воспитатель обращает внимание на то, чем покрыто тело черепахи (панцирем). Затем берёт черепаху на руки, обходит сидящих детей, показывает, что панцирь покрывает всё её тело, из-под него видна голова, ноги.

Каждый ребёнок гладит черепаху, рассматривает узор на панцире, обводит его рукой, слегка нажимая на панцирь, убеждается, что он твёрдый. Для того, чтобы узнать сколько лет черепахе, нужно посчитать количество кругов на пластинках панциря: сколько кругов, столько и лет. Обращает внимание на то, как медленно передвигается черепаха. Если до головы, лап животного слегка дотронуться палочкой, можно узнать ещё об одной особенности черепахи она прячет голову и ноги.

Показывая детям заранее приготовленную картинку с изображением степи, воспитатель рассказывает об образе жизни черепахи на воле. После этого выясняет, что нужно делать в уголке природы, чтобы ей хорошо жилось (что положить на дно террариума, что посадить, чтобы было так, как на воле). Вместе с детьми устраивает террариум, помещает туда черепаху. Дети смотрят, какой корм она охотнее ест. В террариум обязательно надо поставить миску с водой.

К концу осени черепаха становится медлительнее, меньше ест. Террариум в это время нужно поставить в более прохладное место.

В конце занятия воспитатель просит дежурных сообщить, как они будут ухаживать за черепахой.

В гостях у черепахи Тортиллы

Конспект занятия для детей 4—5 лет

Программное содержание: уточнить и обобщить знания детей о потребностях черепахи (черепаха питается сырым мясом, рыбой, дождевыми червями, различными насекомыми и их личинками; ест только в воде); уточнить знания детей о потребностях живого (двигается, дышит, питается, размножается); учить ухаживать за черепахой: кормить её, замечать, что воду пора менять и т.д.; воспитывать желание создавать для черепахи оптимальные условия существования, считаясь с её потребностями.

Материал: террариум со среднеазиатской черепахой, еда для неё, тряпочки, тазы, модель: «Признаки живого».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением черепах, игрушек; наблюдение за черепахой (в воде); рассказ воспитателя о черепахах на воле; занятия по рисованию, аппликации на тему «Черепаха». Индивидуальная работа в «живом уголке».

Ход занятия

В зимнем саду появляется Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, детишки! Какие вы все аккуратные, красивые! А мне стало скучно сидеть одному, вот я и решил к вам зайти. Можно мне у вас погостить? (Ответы детей.) Вот спасибо, что разрешили, давайте будем дружить. Как хорошо у вас здесь, уютно (в зимнем саду). Как много красивых животных и растений! Можно мне здесь походить, всё рассмотреть?

Незнайка подходит к аквариуму и видит черепаху.

Незнайка. Ой, ребята, какая красивая рыбка! Можно я её достану и поиграю с ней?

Воспитатель (В.). Посмотрите, ребята, разве это рыбка? (Ответы детей.) А можно с черепахой играть? Почему это не игрушка? Как вы догадались, что она живая? (Рассматривание модели «Признаки живого».)

Незнайка. Теперь я понял, что черепаха живая. А можно я угощу её конфеткой?

В. Попробуй. Дети, давайте посмотрим, будет ли черепаха есть конфетку.

Незнайка. Не ест. Я дам ей жареных семечек. Тоже не ест.

В. Ребята, как вы думаете, что будет есть черепаха? (Ответы детей.) Давайте проверим (предлагает черепахе разную еду).

В. Так что же она ест?

Дети. Мясо, рыбу, специальный корм.

Незнайка. Ну вот черепаха поела. Теперь ей нужно ложиться спать, сейчас я её достану. Или может лучше вылить из аквариума воду?

В. Подожди, Незнайка, давай спросим у ребят, можно ли так делать.

Воспитатель после каждого вопроса спрашивает: «Почему?», затем обобщает и добавляет сказанное детьми.

В. Незнайка, теперь ты понял, для чего черепахам нужна вода?

Незнайка. Нет, всё забыл.

Незнайка. Теперь я всё понял про воду, но опять забыл, что ещё нужно черепахе. Я тоже хочу завести такую зверюшку, и мне нужно знать, как за ней ухаживать.

В. Ребята, чтоб Незнайка всё запомнил, покажем ему наши модели. (Предлагает детям выбрать модели потребностей черепахи и показать их Незнайке.)

Среднеазиатская черепаха

Наблюдение для детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: сформировать у детей знания о черепахе как о живом существе: она ест, двигается, дышит, о способах защиты от внешних воздействий (панцирь); закрепить знания о внешнем виде черепахи (когти, лапы, шея, хвост, панцирь); развивать умение различать живую и игрушечную черепаху и отражать это в речи; активизировать словарь (туловище, когти, шея, панцирь); воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.

Материал: черепаха среднеазиатская и черепаха игрушечная, корм для неё.

Ход занятия

Воспитатель вносит в закрытой корзине игрушку черепаху. Предлагает детям посмотреть, будет ли она передвигаться.

Воспитатель (В.). Почему она не ползает? Не ест? (Ответы детей.)

Подвести к тому, что эта черепаха не живая, а игрушечная. Внести живую черепаху, положить её на пол. Обратить внимание на величину черепахи (сравнить по размеру с ладонью), внешний вид. Спросить, что есть у черепахи. Обратить внимание на «домик» черепахи (панцирь), спросить, зачем он нужен.

В. Как вы думаете, черепаха видит? Давайте проверим. (Положить кусочек моркови, посмотреть, как черепаха ползёт к ней. Предложить детям посмотреть, какие у неё глаза.) Что любит черепаха: тепло или холод? Почему нельзя выносить черепаху на холод?

Наблюдение за тем, как ест черепаха, что любит.

В. Как вы думаете, можно ли встретить черепаху у нас в лесу, в парке, на улице? Почему нет? Сейчас я вам расскажу о том, как живут черепахи на воле. Черепахи водятся в тёплых краях, на юге. Там ярко светит солнце и долгое жаркое лето. Когда тепло, черепахи ползают по земле, ищут и едят разные сочные растения. С наступлением холодов они забираются в норы, которые сами роют с помощью лап, и спят там до весны.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Братья наши меньшие: Черепахи»

Павлова Ирина Георгиевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №12 «Золотой ключик» города Новочебоксарск Чувашской Республики, Новочебоксарск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова И.Г. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Братья наши меньшие: Черепахи» // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.03.2020).

Предмет: Образовательная область «Познавательное развитие», непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Братья наши меньшие: Черепахи»

Продолжительность: не более 25 минут

Группа: старшая группа

Технологии: ИКТ (ноутбук, проектор) видеофильм о черепахах, аудиозапись

Аннотация:

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для старшей группы. С детьми проводится исследовательская деятельность по методике Савенкова А.И.

Задачи:

  1. Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова
  2. Дать детям знания о черепахе как о живом существе, о характерных признаках её внешнего вида и особенностях поведения.
  3. Развивать умение работать в команде, выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
  4. Развивать у детей любознательность
  5. Обогащать словарный запас: черепахи, сейшельская, красноухая, мускусная, карапакс, сухопутная, панцирь.
  6. Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них.

Методы и приемы: (по А.И. Савенкову)

  • наглядные: рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации;
  • инновационные: просмотр видеофильма; слушание аудиозаписи;
  • словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали;
  • практические: получение информации от другого человека, получение информации из книг, из видеофильма, физкультминутка, зарисовывание полученной информации).
Читать еще:  Черепаха и крокодил земноводные

Материалы и оборудование:

Демонстрационные: ноутбук, проектор, видеофильм, аудиозапись, шапочки и мантии ученых-исследователей, энциклопедия.

Раздаточные: простые карандаши, листочки бумаги.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

— Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать в исследовательской лаборатории. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования- так же, как это делают взрослые учёные. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Перед вами карточки с различными изображениями. Я предлагаю вам выбрать тему исследования.

Дети выбирают тему исследования (Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему).

— Итак, тема сегодняшнего нашего исследования «Черепаха». Нам нужно собрать как можно больше информации о ней. Как вы думаете, откуда мы можем получить информацию?

Коллективное обсуждение. Дети называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

— Молодцы, ребята, можно узнать из книг, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете, задать вопросы взрослому, посмотреть в телевизоре, подумать самостоятельно…

-Сегодня мы будем собирать информацию с помощью методов «подумать самостоятельно», «задать вопросы взрослому», «прочитать в книге», «посмотреть в телевизоре».

— Итак, ребята первая карточка «подумать самостоятельно». Давайте подумаем, что мы знаем о черепахе?

Дети вспоминают все, что знают о черепахах (Где живут, какие они бывают (сухопутные и водоплавающие), тело покрыто панцирем, который защищает от хищников, как за ними нужно ухаживать)

— Хорошо, ребята, перед вами лежат листочки бумаги. Я предлагаю вам записать с помощью условных обозначений ваши знания. Саша, что ты знаешь о черепахе? Как ты можешь это изобразить?

— Следующий метод «Спроси взрослого». Ребята, моя сестрёнка Ольга недавно побывала в Московском зоопарке. Она может рассказать интересные факты о черепахах. Я предлагаю позвонить ей. Согласны?

Воспитатель имитирует звонок по телефону (аудиозапись)

Здравствуй, Оля. Мы с ребятами проводим исследование о черепахах. Ты недавно побывала в Московском зоопарке. Расскажи нам, пожалуйста, о черепахах, которых ты видела.

— Здравствуйте, ребята. В Московском зоопарке можно увидеть много разных видов черепах. Мне запомнилась Сейшельская гигантская черепаха. Длина карапакса взрослого животного может достигать 120 см. Карапакс — это спинной щит панциря. И самая маленькая — мускусная черепаха — «вырастает» до 7 сантиметров. Она помещается на ладони человека.

— Спасибо, Оля. Ты нам очень помогла. До свидания.

— Итак, ребята, что мы узнали? Правильно, черепахи бывают большие и маленькие. Как мы можем это зарисовать? Правильно большой круг и маленький круг.

— Таня, назови, пожалуйста, следующий метод. Правильно, «Посмотреть в книге». Ребята, подойдите, пожалуйста, к книжному уголку. В какой книге можно найти информацию о черепахе? (в энциклопедии). Ребята, а кто-нибудь может читать? Саша, прочти, пожалуйста, что здесь написано.

— Замечательно! Паша, что ты узнал из энциклопедии? (высказывание ребенка). Мы узнали,что черепаха откладывает яйца и оттуда появляется черепашонок. Присаживайтесь за стол. Рома, как ты запишешь эту информацию? Молодец, можно нарисовать яйца.

— Настя, где еще мы можем получить сведения? Молодец! «Посмотреть по телевизору (на экране)». Предлагаю вам пройти к экрану. Не забудьте, пожалуйста, задвинуть стулья. Рассаживайтесь поудобнее, соблюдаем осанку и внимательно смотрим фильм.

Детям демонстрируется видеофильм «Братья наши меньшие — черепахи» (из личного архива воспитателя Павловой И.Г.)

Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали о черепахах? Они бывают водоплавающие и сухопутные. Едят рыбу, мясо, креветки, водоросли, червей. Ребята, а черепаха- это дикое или домашнее животное? (Ответы детей). Правильно, черепаха- это и дикое и домашнее животное.

— Проходите на свои места и запишите свои наблюдения.

— Я предлагаю вам немного отдохнуть и на время превратиться в маленьких черепашек.

Физкультминутка «По пустыне черепаха»

По пустыне черепаха

Долго-долго шла без страха! (Ходьба на месте.)

Вдруг увидела мартышку,

Ту, что бегает вприпрыжку. (Подскоки на месте.)

—И куда ты поскакала? (Руки развести в стороны, поднять и опустить плечи.)

—Я свой домик потеряла! (Кулачки к глазам, локти вверх-вниз: «мартышка плачет».)

—У меня подход иной,

Домик мой всегда со мной! (Присесть, руки в замок над головой.)

— Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Выложите, пожалуйста, слева направо, что вы считаете важной информацией, затем всю остальную информацию.

— Рома и Таня, вы были очень активными, я предлагаю вам выступить с докладом.

(На детей надеваются чёрные мантии, на головы – «шапочки-учёных»).

Расскажите, пожалуйста, все, что вы узнали о черепахах.

Два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

— Молодцы. Ребята, вы можете задать вопросы Роме и Тане. Всё ли они рассказали?

— Ну что ж, мои юные исследователи, на сегодня наша работа закончена. Вы были очень внимательными, активными, поэтому, я хочу подарить вам звёздочки. Собирайте интересные факты и делитесь ими со своими друзьями. Спасибо. Занятие окончено.

Вместе с воспитателем дети уходят из группы.

Интересные факты о черепахах

Появившиеся на земле давным-давно, черепахи не перестают удивлять тех, кто видит их в первый раз. Медлительные, закованные в прочные панцири, они долго, и поэтому во многих культурах считаются символом мудрости. Что,в прочем, не мешает обитателям ряда стран употреблять их в пищу, да так активно, что некоторые их виды сейчас стоят на грани вымирания, а сбор черепашьих яиц сурово карается законом.

Факты о черепахах

  • Сейчас в мире обитает около 330 их видов, но некогда их было намного больше. Вымерло большинство из них в незапамятные времена, и не из-за человеческой деятельности.
  • Первые черепахи появились на Земле ещё около 220 миллионов лет назад.
  • Некоторые из них ведут преимущественно сухопутный образ жизни, в то время как другие почти всё время проводят в воде.
  • В некоторых странах рыбаки ловят черепах с помощью рыбы-прилипалы. Рыба привязывается за хвост и бросается в воду, где находит черепаху и присасывается к её панцирю снизу. Тогда всю эту связку рыбаки и вытягивают на лодку или на берег (интересные факты о рыбах).
  • Пресноводные черепахи не могут жить в солёной воде. Как, впрочем, и наоборот.
  • Учёные до сих пор не знают, кто был первым предком черепах, и от кого они происходят.
  • Наиболее крупной современной черепахой является кожистая. При размерах до 2,5 метров она может весить 800-900 кг.
  • Черепахи умеют плакать. Правда, не от эмоций — так они избавляются от накопившихся в организме излишков соли.
  • Мясо некоторых черепах ядовито, потому что сами они питаются ядовитыми рыбами или растениями. Это делает их мясо токсичным.
  • На территории России обитает 6 различных видов черепах.
  • Число яиц, откладываемых самками гигантской черепахи, зависит от численности популяции в месте проживания. Если черепах много, и конкуренция за еду имеет место быть, яиц будет откладываться мало, а если нужно интенсивно размножаться, их будет в 2-2,5 раза больше.
  • Благодаря тому, что черепахи могут долгое время обходиться без воды и еды, во времена парусных судов моряки часто использовали их в качестве живых консервов. В результате на многих островах эти животные были истреблены. На одних лишь Галапагосах за 17 и 18 века было уничтожено около 10 миллионов черепах.
  • В СССР черепашье мясо использовалось для откорма пушных зверей. Для этой цели ежегодно отлавливалось около 100,000 среднеазиатских черепашек.
  • Большинство видов черепах занесено в Международную Красную книгу.
  • Черепахи живут долго, но точные сроки зависят в том числе и от их вида. Официально зарегистрированный рекорд долгожительства — 188 лет.
  • Лишь коричневые черепахи заботятся о своём потомстве. Все остальные их виды откладывают яйца и забывают о них навсегда.
  • При высокой температуре окружающей среди из черепашьих яиц вылупляются самки, а при более низкой — самцы. Похожая ситуация наблюдается и у крокодилов (интересные факты о крокодилах).
  • Самки морских черепах (имеется в виду вид) становятся способны к размножению лишь в 27-30 лет. Самцы — чуть раньше.
  • Так как температура тела у кожистых черепах выше, чем у всех остальных их сородичей, они могут жить в более холодных водах. Но в таком случае им для поддержания внутреннего тепла надо очень активно питаться.
  • Взрослые черепахи некоторых видов весят примерно в 1500-2000 раз больше, чем они же, когда были детёнышами. Для сравнения, если бы эти пропорции были актуальны для людей, то взрослый человек мог бы достигать веса в 7-8 тонн.
  • При низкой температуре активность этих животных снижается, а движения становятся вялыми и медлительными.
  • Самой медленной черепахой является исполинская. На суше она передвигается со скоростью менее 0,4 км/ч.
  • Официально зарегистрирован случай, когда черепаха голодала почти 5 лет, но осталась в живых.
  • Одними из самых сильных животных являются зелёные морские черепахи. Они способны утащить на спине столько людей, сколько поместится на её панцире, то есть четверых-пятерых.
  • Черепахи являются одними из немногих животных, запоминающих людей в лицо и различающих их.
  • Как и птицы, они в дальних путешествиях ориентируются по магнитному полю планеты (интересные факты о птицах).
  • Число яиц, которые может за один раз отложить самка, напрямую связано с её размерами. Чем она старше и крупнее, тем яиц может быть больше.
  • Медлительные на суше, в воде некоторые черепахи могут развивать внушительную скорость — до 35 км/ч.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector