Brimir.ru

В мире животных
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Один и вороны

Один и вороны

О́дин (Óðinn) — в скандинавской мифологии верховный бог, соответствующий Водану (Вотану) у континентальных германцев. Этимология имени Одина (Водана) указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Таков смысл др.-исл. óðr (см. Од, ср. готское woþs, «неистовствующий», и лат. vates, «поэт», «провидец»). Тацит (I в. н. э.) описывает Водана под римским именем Меркурия, тот же самый день недели (среда) связывается с его именем («Германия», IX). К VI–VIII вв. относятся надписи с именами Одина и Водана в разных местах. Во Втором мерзебургском заклинании (на исцеление захромавшего коня) (записано в X в.) Водан выступает как основная фигура, как носитель магической силы. Имеются свидетельства почитания Водана германскими племенами — франками, саксами, англами, вандалами, готами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) рассказывается о том, что перед битвой винилов с вандалами первые просили о победе у жены Водана Фрии (Фригг), а вторые у самого Водана. Водан предсказал победу тем, кого увидит первыми. Это были жены винилов, которые по совету его жены сделали из волос бороды (объяснение названия «лангобарды» — длиннобородые). О споре Одина и Фригг из-за своих любимцев рассказывается и во введении к « Речам Гримнира » («Старшая Эдда»). В позднейших немецких легендах он фигурирует как водитель «дикой охоты» — душ мертвых воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хефлер, восходит к тайным мужским союзам германцев).

По-видимому, Водан в генезисе — хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициаций и бог-колдун (шаман). В отличие от Тиу-Тюра и Донара-Тора, имеющих определенные соответствия в индоевропейской мифологической системе, Водан-Один первоначально не входил в небесный пантеон богов. Это, разумеется, не исключает правомерность его сравнения с индийским богом Варуной (как выражающим темную сторону небесного бога) или с Рудрой (по «характеру»), с кельтским Лугом и т. д. (Впрочем, не менее близкую параллель находим в финском Вяйнямёйнене.) В конечном счете (но далеко не с самого начала) Водан-Один стал представлять в том числе и духовную власть и мудрость как первую функцию богов в трехфункциональной системе (другие функции — военная сила и богатство-плодородие), которую Ж. Дюмезиль считает специфичной для индоевропейских мифологий.

Превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога — покровителя военных дружин (имелась даже упрощенная попытка представить Одина как «аристократического» бога — военного вождя — в противоположность «крестьянскому» богу Тору), но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных — смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского «рая» (Вальхаллы) Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов и неба, и войны. Процесс превращения Одина в верховного небесного бога, по-видимому, завершился в Скандинавии. Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названии водоемов, гор). Правда, если судить по современным толкованиям скандинавских наскальных изображений эпохи бронзы, в то время там еще не было отчетливого эквивалента Одина.

В дошедших до нас источниках по скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и главный ас (см. Асы), сын Бора (как и его братья Вили и Ве) и Бестлы, дочери великана Бёльторна, муж Фригг и отец других богов из рода асов. В частности, от Фригг у него сын Бальдр, а от любовных связей с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном Одина.

Один выступает под многочисленными именами и прозвищами (см. список имён Одина), часто меняет обличья. Он живет в Асгарде в небесном жилище Гладсхейм, восседая там на престоле Хлидскьяльв. Также с Одином связывают крытый серебром Валаскьяльв.

Один и на севере сохранил черты хтонического демона, ему служат хтонические звери — вороны и волки (известны, напр., имена его воронов — Хугин и Мунин, «думающий» и «помнящий»; волков — Гери и Фреки, «жадный» и «прожорливый»; Один кормит их мясом в Вальхалле); хтонические черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («скользящий»), на котором сын Одина — Хермод скачет в царство мёртвых Хель; он сам одноглаз (а судя по некоторым эпитетам, даже слеп), ходит в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе. В небесном царстве мёртвых, где живет его дружина — павшие воины, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. Один — бог войны и военной дружины (в отличие от Тора, который, скорее, олицетворяет вооруженный народ), даритель победы и поражения (воинской судьбы), покровитель героев (в том числе Сигмунда и Сигурда), сеятель военных раздоров. Один, по-видимому, — инициатор первой войны (война между асами и ванами), он кидает копье в войско ванов. Копье (не дающий промаха Гунгнир) — символ военной власти и военной магии — постоянный атрибут Одина.

Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьем и повешения), Один, по-видимому, — скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра (убийцу Бальдра — Хёда, возможно, следует толковать как ипостась самого Одина; «двойником» Одина отчасти является и подсунувший Хёду прут из омелы злокозненный Локи).

Один является инициатором распри конунгов Хёгни и Хедина из-за похищения Хедином дочери Хёгни по имени Хильд (см. Хедин и Хильд). Отец и муж Хильд во главе своих воинов сражаются, убивают друг друга, ночью Хильд их оживляет для новых битв. Эта битва т. н. хьяднингов напоминает эйнхериев, дружину Одина, которая также сражается, умирает и снова воскресает для новых битв.

Один сам себя приносит в жертву, когда, пронзенный собственным копьем, девять дней висит на мировом древе Иггдрасиль, после чего утоляет жажду священным мёдом из рук дяди по матери, сына великана Бёльторна и получает от него руны — носители мудрости. Это «жертвоприношение» Одина, описанное в « Речах Высокого » в «Старшей Эдде», представляет, однако, не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию. Это миф о посвящении первого шамана (ср. близкий сюжет в «Речах Гримнира»: Один под видом странника Гримнира, захваченный в плен конунгом Гейррёдом, восемь ночей мучается между двух костров, пока юный Агнар не дает ему напиться, после чего Один начинает вещать и заставляет Гейррёда упасть на свой меч). Шаманистский аспект Одина сильно разрастается на севере, может быть, отчасти под влиянием финско-саамского этнокультурного окружения. Шаманский характер имеет поездка Одина в Хель, где он пробуждает вёльву (пророчицу), спящую смертным сном, и выпытывает у нее судьбу богов [«Старшая Эдда», « Прорицание вёльвы » и « Песнь о Вегтаме » (или «Сны Бальдра»)]. Функция шаманского посредничества между богами и людьми сближает Одина с мировым древом, соединяющим различные миры. Последнее даже носит имя Иггдрасиль, что буквально означает «конь Игга» (т. е. конь Одина). Один — отец колдовства и колдовских заклинаний (гальдр), владелец магических рун, бог мудрости. Мудрость Одина отчасти обязана шаманскому экстазу и возбуждающему вдохновение шаманского мёду, который иногда прямо называется мёдом поэзии; его Один добыл у великанов. Соответственно Один мыслится и как бог поэзии, покровитель скальдов. В «Прорицании вёльвы» есть намек на то, что Один отдал свой глаз великану Мимиру за мудрость, содержащуюся в его медовом источнике. Правда, одновременно говорится и о Мимире, пьющим мёд из источника, в котором скрыт глаз Одина, так что можно понять, что сам глаз Одина, в свою очередь, — источник мудрости; Один советуется с мёртвой головой мудреца Мимира. Мудрость оказывается в чем-то сродни хтоническим силам, ибо ею обладают мертвый Мимир, пробужденная от смертного сна вёльва, сам Один после смертных мук на дереве или между костров. В мудрости Одина имеется, однако, не только экстатическое (шаманское), но и строго интеллектуальное начало. Один — божественный тул, т. е. знаток рун, преданий, мифических перечней, жрец. В «Речах Высокого» он вещает с «престола тула». Соревнуясь в мудрости, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (правила житейской мудрости, поучения) собраны в « Старшей Эдде » главным образом в виде изречений Одина («Речи Высокого», «Речи Гримнира») или диалогов Одина с Вафтрудниром, вёльвой.

Один — воплощение ума, не отделенного, впрочем, от шаманской «интуиции» и магического искусства, от хитрости и коварства. В « Песни о Харбарде » («Старшая Эдда») Один представлен умным и злым насмешником, который издевается над простодушным силачом Тором, стоящим на другом берегу реки и потому неопасным для Одина (последний под видом перевозчика Харбарда отказывается перевезти Тора через реку). Хитрость и коварство Одина резко отличают его от Тора и сближают его с Локи. Именно по инициативе Одина Локи похищает Брисингамен у Фрейи.

Один вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда, в составе троицы асов (вместе с Хёниром и Лодуром) находит и оживляет древесные прообразы первых людей (см. Аск и Эмбла). Кроме этого участия в космо- и антропогенезе, Один выступает также в качестве культурного героя, добывающего мёд поэзии. В « Младшей Эдде » также рассказывается о соревновании Одина в конной скачке с великаном Хрунгниром и об участии (совместно с Локи и Хёниром) в добывании клада карлика Андвари. В эсхатологической последней битве (см. Рагнарёк) Один сражается с волком Фенриром и побежден в этом поединке (волк проглатывает Одина); за него мстит сын Видар. С Одином в какой-то степени связаны и мотивы плодородия, о чем, возможно, свидетельствует такой его атрибут, как кольцо Драупнир («капающий»), порождающее себе подобных.

Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) представляет Одина и других богов древнейшими королями. Он сообщает о том, что после измены Фригг Один ушел и место его временно занял Mythothyn. В другом месте «заместителем» Одина выступает бог Улль. В « Саге об Инглингах » Вили и Ве узурпируют власть в отсутствие Одина. Эти легенды о «заместителях» Одина конунга являются, по-видимому, реликтами культа царя-жреца и его ритуальной смены при одряхлении или племенном неблагополучии (неурожаи и т. п.). От Водана ведут свой род англосаксонские короли. Датский королевский род Скьёльдунгов (согласно англосаксонскому эпосу о Беовульфе) ведет свое происхождение от Скьёльда (др.-исл. Skjǫldr, англосакс. Skyld) — сына Одина. Согласно « Саге о Вёльсунгах », Один стоит и у начала легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит и Сигурд — знаменитый герой общегерманского эпоса (см. Нибелунги).

Хугин и Мунин

Хугин и Мунин: вороны Одина

Согласно «Старшей Эдде» (песнь «Речи Гримнира») у Одина помимо двух волков (Гери и Фреки) есть два ворона, которых зовут Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «думающий» (Huginn) и «помнящий» (Muninn). Также существует альтернативный перевод имен Хугина и Мунина, по этой версии вороны Одина называются «мысль» и «память».

Хугин и Мунин упоминаются не только в Старшей и Младшей Эддах, но и во многих других средневековых памятниках скальдической поэзии. Также о воронах Одина Хугине и Мунине говорят авторы «Круга Земного» (Снорри Стурлусон) и «Третьего грамматического трактата» (Олав Тордарсон).

С точки зрения «функциональности» вороны Хугин и Мунин представляют собой достаточно любопытные мифологические образы. В песни «Речи Гримнира» Один говорит о том, что Хугин и Мунин располагаются у него на плечах. Каждое утро Всеотец отправляет птиц странствовать по Девяти Мирам (не только по Мидгарду), и каждый вечер они возвращаются, чтобы поведать великому асу о том, что творится во Вселенной. Это не посланники богов, как полагали ранние исследователи скандинавских мифов. Вороны Хугин и Мунин не показываются ни людям, ни етунам, они лишь наблюдают, слушают и запоминают, это, образно выражаясь, личные «шпионы» Одина, которые собирают для него необходимую информацию.

Читать еще:  Ворон и грач отличия

Мотив общения людей (или богов) с птицами является традиционным для европейского оккультизма. При этом нет никаких упоминаний о том, как именно Один внимает Хугину и Мунину, вероятно, вороны говорят на языке асов (в «Круге Земном» Стурлусон упоминает, что Один сам обучил своих птиц). Это вполне логично, если брать в расчет древний, но ошибочный миф о том, что вороны живут очень долго и за свою жизнь могут многому обучиться. В действительности вид Corvus corax живет от 10 до 30 лет в дикой природе, а в неволе – не более 75-80. Тем не менее, экспериментально подтверждено, что вороны действительно способны изучить человеческую речь, хоть и на уровне пятилетнего ребенка (на этот счет данные различных исследований расходятся). А если учесть, что вороны Хугин и Мунин имеют «божественное» происхождение, и служат Одину, потенциально бессмертному существу, то вполне вероятно, что срок их жизни (а, следовательно, и опыт) также неограничен.

Вороны Одина – эзотеризм образа

Вороны Одина Хугин и Мунин многими скандинавоведами рассматриваются как глубинный, комплексный образ северной шаманической традиции. В частности, известный фольклорист Джон Линдоу говорит о том, что путешествия Хугина и Мунина – суть метафорическое изображение шаманского путешествия, когда человек входит в особое трансцендентное состояние, которое можно классифицировать как экстатический транс. При этом в уже упомянутой песни «Речи Гримнира» Один упоминает, что боится за своих воронов Хугина и Мунина, когда отправляет их странствовать. Здесь Линдоу видит завуалированное предупреждение: без должной подготовки шаман может не вернуться из транса, навсегда «потерявшись среди миров», оставшись в измененном состоянии восприятия, грубо говоря – он попросту сойдет с ума.

Немецкий филолог и историк Рудольф Зимек говорит о том, что образ воронов Хугина и Мунина – это символическое воплощение ментальной (умственной) силы Одина. Это прямое указание на то, что владыка Асгарда знает все обо всем, ибо он настолько велик и непостижим в своем величии. В связи с этим не ясна трактовка образа Хлидскьяльва, престола Одина, который также позволяет видеть все уголки Девяти Миров.

Бог воронов, бог повешенных…

Хугин и Мунин – популярные образы в средневековой поэзии, известны скандинавские кеннинги «слуга Одина», «путешественник по мирам», «незримо присутствующий», и все это метафорические определения ворона. В связи с этим и самого Одина часто называют богом воронов. Возможно, именно поэтому в позднесредневековом скандинавском фольклоре Один стал богом висельников, ведь вороны – падальщики, и они всегда присутствуют там, где можно отыскать гниющую плоть.

С этой чертой воронов образ Хугина и Мунина приобретает оригинальный колорит и особую значимость для скандинавоведов. В «Третьем грамматическом трактате» Тордасон пишет: «Вспорхнули вороны с плеч Хникара, к повешенным – Хугин, к мертвецам – Мунин». Этот момент очень важен, ведь во многих средневековых текстах говорится о том, что в жертву владыке Асгарда нередко приносили людей. Несмотря на то, что с высокой долей вероятности это лишь эффектный речевой оборот, образ получается довольно ярким и запоминающимся, он вновь отсылает нас к висельникам (ведь сам Один висел на Иггдрасиле вниз головой, как повешенный, чтобы «открыть» руны) и воронам.

И здесь стоит развеять всякие мифы относительно «жертвоприношений Одину». В Стурлусоновской «Саге об Инглингах» упоминается, что князь Уппсалы Аун «принес своего старшего сына в жертву Одину». Однако эту фразу не стоит воспринимать буквально. Современные фольклористы считают, что в этом эпизоде говорится о том, что Ауну пришлось сделать своего первенца жрецом Одина. По сути это и есть жертва, ведь традиционно старший сын должен наследовать трон, но, будучи жрецом, он не может этого сделать.

Любопытно отметить, что вороны Хугин и Мунин настолько полюбились скандинавам, что во время холодной войны шведы назвали их именами разведывательные зонды. В 1952 году самолет-разведчик Хугин был сбит пилотом МиГ-15, это важный исторический эпизод, который теоретически мог привести к началу полноценных военных действий.

Скандинавская мифология

Мифология:

Скандинавская мифология / Скандинавские боги

Один или Вотан — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов, царь-жрец, князь (конунг)-волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруг Фригг. Древние римлянеотождествляли его с Меркурием/Гермесом. Английское название среды — дня, посвящённого Меркурию — Wednesday, происходит от его имени.

В день рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром.

Спутники Одина — вороны Хугин и Мунин («думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное — восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В Вальхалле Одину и его дружине прислуживают валькирии — девы, определяющие судьбу воинов на поле битвы, выбирающие героев для Вальхаллы. Оружие Одина — копьё Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Корабль Одина — Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), самый быстрый корабль мира, вмещающий любое количество воинов, который, однако, можно при надобности сложить и спрятать в карман.

Один одноглазый — один свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя мудрости — не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун, он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир.

Будучи мастером перевоплощений, Один часто является людям в различных образах. Чаще всего — в образе старца в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооружённый копьём. Считалось, что под видом бедного странника или уродливого карлика он бродит по свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнёт его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своём коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Во время зимних бурь Один в сопровождении погибших в боях проносится в небе. Эти выезды носят название «дикой охоты».

В Младшей Эдде рассказывается о том, как Один при помощи коварства добыл священный напиток — мёд поэзии, источник жизненного обновления. Асы и ваны заключили мир после войны богов, смешали свою слюну в сосуде и сделали из неё мудрого карлика Квасира. Другие карлики убили Квасира и смешали его кровь с мёдом, получив мёд поэзии. Но им пришлось отдать этот мёд великанам (турсам) в качестве выкупа. Великан Суттунг спрятал мёд в скале и велел своей дочери сторожить напиток. Один проник в скалу: просверлив отверстие с помощью бурава, он превратился в змею и влез в него. Он соблазнил стража-великаншу, которая и дала ему выпить мёд. Тогда в облике орла Один возвратился в Асгард и принёс асам мёд поэзии; по дороге он расплескал часть мёда из клюва и люди, испившие его, стали скальдами, но часть мёда Один проглотил, и то, что вышло с другой стороны, досталось бездарным поэтам.

Один и вороны

1.Вороны – это представители семейства вороньих.

Данное наименование объединяет несколько видов птиц. Они похожи, и многих представителей вида путают друг с другом. К вороньим относятся: ворона, грач, галка и ворон.

2. Большинство людей ворону и ворона считают одной птицей. Но это представители разных видов, а не самцы и самки из одного семейства. Отличие не бросается в глаза, но довольно заметно: ворон — это более крупная особь, длина тела на 10-15 см больше, чем у «черной» или «серой» вороны и ворон имеет более темный окрас.

3. Вороны являются одними из самых умных птиц. Когда речь идет о разведке, эти птицы, согласно исследованиям ученых, реагируют лучше, чем дельфины и шимпанзе.

4. Исследования, проведенные американскими учеными, показали, что вороны способны легко решать логические задачи уровня развития 5 летнего ребенка.

5.Вороны живут во всех уголках мира. Они легко уживаются как в снежных, так и в пустынных условиях, как в пустынях, так и в лесах.

Чёрная ворона

6. Вороны способны дружить. Если с птицей случиться беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить ему пищу, пока птица полностью не поправится.

7. Вороны способны запоминать и передавать информацию через поколения. В основном такое наблюдается в случае обиды. Имеется подтверждение, что спустя несколько лет, и, преодолев сотни километров, стая ворон прилетала к обидчику.

8. Способность «читать жесты» обусловила возможность ворон подражать звукам природы и животных. Таким образом, изображая клич лисы или волка, пернатые могут отпугнуть от добычи прочих хищников.

9. Вороны прекрасно помнят места и ситуации, которые закончились жертвами с их стороны. Они избегают этих мест, даже меняют пути миграции.

10. Вороны способны просчитывать наперед действия окружающих и соответственно корректировать свои. Хорошо знакома многим привычка ворон делать запасы. Это, конечно, умеют делать и многие другие животные. Но вороны пошли в искусстве мер и контрмер намного дальше. Если одна ворона пытается что-то спрятать, тут же находится несколько заинтересованных наблюдателей. Тогда первая, прячущая, делает вид, что только что-то закопала, а в этот момент прячет свое добро у себя на груди между перьями. И быстренько перелетает на другое место. Наблюдатели довольно быстро раскусывают такие хитрости, они моментально теряют интерес к месту «захоронения» и следуют за настоящим «кладом». Эти гонки, соревнования в конспирации могут продолжаться очень долго и достигать небывалых масштабов.

11. Вороны – верные супруги. Как только птенец сможет заботиться о себе он должен покинуть родительское гнездо. Ворона присоединяется к «воронам одиночкам» и в этой стае сородичей птица будет жить, до тех пор, пока у неё не появится вторая половина. С этого момента вороны покидают стаю, чтобы прожить со своим партнёром, храня ему, верность даже после смерти супруга.

12. Есть еще одна странность в поведении птиц, когда ворона умирает, её товарищи устраивают панихиду. Обнаружив тело мёртвой птицы, они на протяжении пятнадцати минут оглашают пространство душераздирающими криками, как по команде птицы затихают, усаживаются на ветвях и скорбно молчат. Современные исследователи не могут объяснить этот феномен.

13. Согласно мифам Тибета и Греции, вороны выступают посланниками богов.

14. В Китае считалось, что вороны вызывают плохую погоду, по воле богов, чтоб предупредить людей о надвигающейся опасности.

15. Для добывания жучков и личинок из-под древесной коры вороны используют веточки, тем самым оберегая свой клюв от повреждений. Изготовлению таких специализированных приспособлений птенцов не учат родители. Данное умение передается у этих птиц на генетическом уровне.

16. Городские вороны, обожают игры, они не боятся псов и котов.

17. Если ворона найдёт сухой хлеб, она не будет есть сразу грубую пищу. Птица будет искать источник, чтобы размягчить добычу. Подходит любая лужа, птица подождет, пока корочка не размякнет.

18. Учёные однажды устроили воронам проверку на сообразительность. Участницам предложили два сосуда (в одном была вода, а другой наполнитель). Тут же лежали большие и маленькие камни. Вороны с легкостью выполнили задание. Птицы безошибочно выбирали камни нужного размера и бросали их в ёмкость с водой. Постепенно вода поднялась до нужного уровня, что птицы смогли утолить жажду. А на сосуд с песком вороны не обратили внимания. Птицы, каким то образом отличали камни, которые пойдут на дно, от бесполезных лёгких предметов.

Читать еще:  Ворона и сорока отличие

19. Живущие в неволе вороны могут научиться говорить лучше, чем некоторые попугаи.

20. В дикой природе вороны часто подражают волкам и лисам. Эмитируя их клич, воронам нередко удается отпугнуть их от добычи и полакомиться остатками.

21. Вороны используют зеркала, чтобы находить спрятанные лакомства. Причем легко находят «обратную связь» между зеркальным изображением и реальностью.

22. Зимой люди часто наблюдали, как птицы катались с ледяной горы и церковных куполов.

23. Вороны отлично научились использовать в своих целях антропогенную среду. Они знают, что разбивать орехи лучше всего швыряя на твердый асфальт. Более того, они орехи бросают не просто на землю, а еще и под колеса машин. Причем рассчитывают скорость транспортного средства. А потом знают, что подбирать разбитый орех можно только при красном свете светофора, когда машины стоят.

24. Вороны способны перенять и эмитировать звуки автомобильных двигателей, туалетных смывов и крики животных.

25. То, что вороны очень разумны, говорит и такой факт: при надвигающейся опасности для их птенцов, вороны могут бросать камни из гнезд прямо на людей.

26. Еще вороны четко знают, что достать еду можно из мусорных баков. Но обычно баки плотно закрыты, зато их содержимое становится доступным после приезда работников и перегрузки в мусорную машину. Так что вороны прекрасно запоминают графики и маршруты подобной техники и пользуются этим знанием.

27. Вороны способны общаться без сопровождения звуковых сигналов. Согласно исследованиям, проведенным в Австрии, вороны способны продемонстрировать множество жестов при помощи клюва.

28. Вороны считывают информацию, транслируемую колебаниями клюва. Кроме этого, у отдельной стаи может быть собственный язык жестов, который будет понятен только членам маленького сообщества.

29. Оказывается, наши крылатые друзья распознают числа, то есть обладают умением считать и способны решать задачи. Например, если поставить перед вороной две миски с едой, и в одну добавить хотя бы на 2-3 зернышка больше, то птица безошибочно выберет ту миску, где зерен больше. Примечательно то, что ни один человек не в состоянии выполнить правильно данное действие.

30. С воронами проводился и такой эксперимент. Птицу поместили в коробку с небольшим ящичком, в котором был большой кусок вкусного мяса. Рядом находился второй ящичек с длинной палкой и маленькая палочка. Маленькой палочкой мясо из ящичка извлечь было невозможно. Ворона не долго размышляла над проблемой, она достала маленькой палочкой большую, а затем раздобыла свое мясо!

31. Вороны, обнаружив муравейник, начинают по нему кататься и перебирать перья. Делается это для того чтоб большее количество муравьев пробрались под перьевой покров. Такое поведение не совсем понятно, однако, одна из теорий гласит, что ворона поступает так для того, чтоб успокоить кожу после линьки и прорастания новых перьев.

32. В лесу вороны часто играют с хищниками, люди наблюдали, как пернатые гонялись за лисой, волком или выдрой.

33. А ещё вороны, любят командные игры. Одна из птиц, держит в клюве какой-нибудь маленький предмет, это может быть палка шишка или камень. Ворона высоко взлетает и передаёт «пас» другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока игрушка не окажется на земле.

34. Часто облик ворон принимали кельтские богини войны во время сражений.

35. В некоторых индейских племенах воронам поклонялись, как отдельным божествам.

36. Вороны неприхотливы в питании. Они едят все: рыбу, мясо, плоды деревьев, падаль и даже мусор.

37. Замечена еще одна особенность питания. Молодняк предпочитает добывать пищу стаей, понимая, что вместе проще отпугнуть или отнять у других животных их добычу. Более взрослые особи предпочитают питаться отдельно или с собственной семьей.

38. Как утверждают исследователи у ворон развито аналитическое чутьё, а способность принимать информацию не уступает приматам.

39. Игривость ворон была замечена еще коренными американцами. Вороны способны кататься по снежным холмам, исключительно с целью развлечения.

40. А ещё вороны могут «напакостить» другим пернатым. Разорить чужие гнезда, украсть пару-другую отложенных яиц — это они могут.

Серая ворона

41. Как и любые живые существа, проводящие время в стае, вороны вынуждены использовать речь. Способ общения заключается в свойственных им звуковых подражаниях. Для человеческого уха язык ворон звучит в виде вариаций звука «кар». Однако для данных птиц звук имеет разные значения: неразличимые людям тональности определяют знаки опасности, тревоги, сострадания, радости и прочие эмоциональные оттенки и передаваемую информацию.

42. Был проведён следующий эксперимент, который включал кроме ворон Адели и Бетти, маленькую корзинку, спрятанную в больший сосуд и пару проволочек. При этом для Адели и Бетти приготовили 2 проволочки, одна из которых была с крючочком, а вторая ровная. Адель сразу из 2х кусков проволочки выбрала загнутый. Бетти поразмышляла над своим прямым отрезком и аккуратно загнула его тоже и вытащила свою корзинку. Стоит отметить тот интересный факт, что проволоку вороны видели впервые.

43. Французы верили, что вороны — это переродившиеся души нечестивых монахов и монашек.

44. В Германии считалось, что вороны имеют демоническое начало.

45. В Швеции ночной хрип вороны связывали с проклятием неупокоившейся души.

Ворон чёрный

46. В случае приближения опасности вороны могут сбросить орех, камень или другой предмет на человека или животное, тем самым обеспечив безопасность себе и своему потомству.

47. В Дании верили, что вороны изгоняют злых духов и если на них в этот момент посмотреть, то можно превратиться в ворону.

48. Вороны чрезвычайно игривы. Нередко можно увидеть ворон играющих и с другими животными. В игре ворона может задействовать палки, шишки, мячики и другие предметы, которые найдет поблизости.

49. Вороны, обитающие в городах, научились с легкостью добывать себе еду, порой довольно хитрыми методами обманывая людей.

50. Жизненный цикл вороны составляет от 17 до 40 лет. Все зависит от условий существования и рациона питания. Как ни странно, птицы, живущие в неволе, обладают большей продолжительностью жизни. Более того, они привыкают к человеку, и если тот заботится о птице надлежащим образом, то в благодарность она будет его охранять.

Ворон птица. Описание и образ жизни ворона

Описание и особенности ворона

Ворон – это одна из крупнейших птиц отряда воронообразных из рода воронов. Эта птица имеет достаточно крупные размеры, но при этом очень красивая птица и она способна удивлять многим.

Ворон очень похож на грача, но отличается своими габаритами. Он значительно больше и массивнее. Длина тела составляет примерно 70 сантиметров. Вес тела у самцов и самок различный, именно в этом показателе будет проявляться половой диморфизм.

Масса самцов достигает более 1500 граммов, в то время как масса самок не превышает 1350 граммов. Также отличие наблюдается в длине крыла, у самцов этот показатель составляет в среднем 450 мм, а у самок около 400 мм. В остальном же отличий по половому признаку у этих птиц замечено не было.

Окрас у самок и самцов идентичен. Вороны – это абсолютно чёрные птицы. Но чёрные вороны только на первый взгляд. Если присмотреться к птицам внимательнее и подольше, то можно заметить наличие уникальных оттенков и отливов, которые создают неповторимую игру цвета и блеска.

На голове, шее и крыльях можно заметить фиолетовый, или даже пурпурный оттенок, а вот на нижней стороне тела присутствует характерный синеватый металлический отлив. При ярком солнечном свете можно рассмотреть и зелёный оттенок перьев. Чёрный ворон, который отличается от остальных птиц матовым чёрным окрасом оперения, без отлива и блеска – это молодая птица, которой только предстоит обзавести нарядным оперением после линьки.

Но вы, наверное, не раз слышали выражение «белая ворона». Конечно, в большей степени это стало своего рода описанием того, кто не такой как все. Но в природе и правда существуют белые вороны. Это уникальное явление природы, которое достойно особого внимания. Голос ворона хорошо всем знаком громким карканьем, но кроме этого птица может издавать и другие звуки, что-то вроде «крух» и «ток».

Ворон считается одной из самых умных птиц, многие учёные говорят о том, что эти птицы обладают интеллектом. Для подтверждения этого факта было проведено большое количество экспериментов, в которых ворон раскрывал свои умственные способности с неожиданной стороны. Например, чтобы напиться воды из кувшина, ворон бросал в него различные предметы (камни, ветки), чтобы уровень воды поднялся, и птица могла утолить жажду. Как показал этот эксперимент, ворон знает простейшие законы физики, которые есть в нашем мире.

Кроме этого, учёные утверждают, что ворон умеет пользоваться жестами. Это очень редкое явление в мире пернатых. Подобно маленькому ребёнку, ворон берёт в клюв какой-то предмет, тем самым привлекает внимание других птиц, а после этого использует определённый язык жестов.

Ещё есть сведения о том, что эта уникальная птица обладает достаточно редким качеством – терпением. Порой не каждый человек может похвастаться этой чертой, а вот для воронов это характерно. Иногда вместо необдуманных действий, ворон предпочитает ожидание и проявление терпения.

Характер и образ жизни вороны

Ворона обитает на значительных территориях: Европа, Азия, Северная и Центральная Америка, Северная Африка. Среда обитания вороны достаточно разнообразна, их можно встретить в лесах, горах и даже в городских массивах.

Ворон можно встретить на протяжении всего года, но в некоторых регионах проживания, всё же, были замечены миграции этих птиц. Например, на Кавказе и в Туркмении в горной области не все птицы остаются на своих местах, многие из них кочуют.

Зимой чаще всего их можно встретить недалеко от жилища людей, так как здесь больше шансов найти что-то съедобное. Ещё одним привлекательным местом для ворон считаются свалки, именно в местах скопления мусора отмечается наличие большого числа этих птиц. Популяция вороны немногочисленна, в некоторых местах это и вовсе редка птица.

Ворон очень умён и его можно содержать в домашних условиях, он поддаётся обучению и приручению. Но при этом нужно быть готовым к трудностям, которые, несомненно, могут возникнуть. Вороны достаточно злые и агрессивные птицы, они мстительны и чрезмерно ревнивы. Ворон привязывается к одному человеку, и это длится всю его жизнь.

Для маленьких детей ворон представляет большую опасность, поэтому лучше избегать их общения наедине. Ворон любит всё разрушать, с помощью мощного клюва и острых когтей на лапах они портят и ломают множество предметов в доме. Например, портят аппаратуру, рвут текстиль, обдирают обои со стен. Ворон имеет неприятный запах, поэтому за его гигиеной и чистотой нужно следить очень тщательно.

Но есть и достоинства содержания такого домашнего питомца, прежде всего это очень необычно, во-вторых, ворон является очень умной птицей, в-третьих, их можно научить разговаривать, в-четвертых, ворон будет вашим верным другом и, наверняка, не предаст в трудной ситуации.

Размножение и продолжительность жизни вороны в дикой природе вороны, к сожалению, имеют не такой уж продолжительный срок жизни, обычно это около 15 лет. В тоже время известны случаи, когда вороны проживали и по 40, и по 50, и даже больше 60 лет.

Если обеспечить хорошие условия и питание, то птица может прожить очень долго. В мифологии и магии воронам приписывали и по 300 лет жизни, но учёные не зафиксировали пока что таких случаев.

Читать еще:  Разница между грачем и вороном

Вороны очень верные птицы, они моногамны, то есть, выбрав себе партнёра, они остаются с ним на всю жизнь и не меняют его. Половая зрелость и готовность воспроизводить потомство вороны наступает в двухлетнем возрасте.

Строительством гнёзд занимается и самец, и самка. Как правило, гнездо располагается высоко над землёй на ветви мощного, крепкого дерева. Основным материалом для строительства считаются ветки, иногда достаточно крупные. При необходимости их скрепляют при помощи грязи или глины.

Спаривание и птиц происходит в феврале, а вот кладка яиц выпадает на март. Самка откладывает обычно от 4 до 6 яиц с небольшим промежутком в один или два дня. Яйца имеют необычный цвет, они серо-голубые с тёмными бурыми крапинками. Насиживает яйца не только самка, но и самец, в течение 20 дней.

Обычно за год эти птицы делают лишь одну кладку, но если вскоре после откладывания яиц гнездо разрушено, то возможно, что самка отложит и второй раз яйца.

После появления на свет птенцов вскармливают обе особи, так как их потомство очень прожорливое и нуждается в заботе. Примерно через 1,5 месяца птенцы начинают покидать гнездо и становятся более самостоятельными. Первое время молодые птицы держатся недалеко от своих родителей, но с течением времени отделяются всё дальше и дальше. К началу холодов они уже живут самостоятельной жизнью.

Питание вороны

Ворон – это птица, которая не особо переборчивая в еде, она всеядна. Часто ворона выступает в роли санитара, так как большая доля её рациона не что иное, как падаль. Поэтому не редко их ворон можно увидеть на свалках, вблизи скотобоен, на мусорниках.

Но ворон не прочь и поохотится. В рационе присутствуют мелкие грызуны, птенцы и яйца из разорённых гнёзд, рыба, жуки, моллюски и различные мелкие насекомые. Растительная пища также присутствует в питании, птицы с удовольствием поедают различные плоды и ягоды, орехи.

Образ ворона в культуре

Ворон – уникальная и неповторимая, загадочная и очень умная птица. Именно поэтому многие творцы прекрасного посвящали свои произведения этой птице. Образ ворона широко раскрыт в мифологии, литературе, музыке, искусстве кинематографии и даже в играх. Хотелось бы представить вашему вниманию басню Ивана Андреевича Крылова, которая так и называется «Ворона».

«Ворона»
И.А. Крылов
Когда не хочешь быть смешон,
Держися звания, в котором ты рожден.
Простолюдин со знатью не роднися:
И если карлой сотворен,
То в великаны не тянися,
А помни свой ты чаще рост,
Утыкавши себе павлиным перьем хвост,
Ворона с Павами пошла гулять спесиво —
И думает, что на нее
Родня и прежние приятели ее
Все заглядятся, как на диво;
Что Павам всем она сестра
И что пришла ее пора
Быть украшением Юнонина двора.
Какой же вышел плод ее высокомерья?
Что Павами она ощипана кругом,
И что, бежав от них, едва не кувырком,
Не говоря уж о чужом,
На ней и своего осталось мало перья.
Она было назад к своим; но те совсем
Заклеванной Вороны не узнали,
Ворону вдосталь ощипали,
И кончились ее затеи тем,
Что от Ворон она отстала,
А к Павам не пристала.
Я эту басенку вам былью поясню.
Матрене, дочери купецкой, мысль припала,
Чтоб в знатную войти родню.
Приданого за ней полмиллиона.
Вот выдали Матрену за барона.
Что ж вышло? Новая родня ей колет глаз
Попреком, что она мещанкой родилась.
А старая за то, что к знатным приплелась:
И сделалась моя Матрена
Ни Пава, ни Ворона.

Один и вороны

Белый ворон Одина

Новгород, зима 972 года

Морозным зимним днем, когда солнце едва просвечивало сквозь свинцовую толщу небес, княжеские палачи приступили к своим зловещим приготовлениям. Они срубили и притащили подходящую сосновую жердину — ровную, гладкую, в человеческий рост высотой.

Ствол, толстый с одного конца, заметно утончался к другому краю. Палачи заострили его еще больше и щедро смазали жиром. Вслед за тем они приволокли жертву — молодую женщину, ни живую ни мертвую от ужаса. Они уложили ее лицом в снег и, широко разведя ноги несчастной, накрепко привязали их за лодыжки. После этого один из мужчин бросил ей на спину конский чепрак и уселся верхом. Его подельники тоже не теряли времени: вооружившись сыромятными ремнями, они прикрутили руки женщины к двум вбитым в землю кольям. Жертва вскинула голову и тонко, отчаянно закричала — кровь из разбитых губ закапала на снег.

— Сего дня, на восьмой год правления великого князя Владимира, — раздался громкий, распевный голос глашатая, — эта женщина мещерского племени признана виновной…

— Даника, — пробормотала Тордис так тихо, что лишь мы смогли расслышать. — Ее зовут Даникой.

Утренняя звезда — вот что означало ее имя на языке славянского племени, к которому принадлежала женщина. Бедная Даника, больше ей не суждено любоваться утренними звездами. Смертоносное заостренное жало медленно продвигалось внутрь ее извивавшегося тела. Палачи оставались глухи к пронзительным воплям своей подопечной, но при этом они бдительно следили, чтобы грубая рогожа ненароком не соскользнула с ее оголенных белых ягодиц: подобным образом они пытались оградить женское достоинство несчастной жертвы от похотливых взглядов слюнявых идиотов, затесавшихся в толпе. Напрасный труд… Палачам так и не удалось соблюсти предписанную благопристойность действа, ибо очень скоро белая рубаха женщины вся пропиталась кровью и плотно облепила ее тело.

Глубоко заблуждаются те, кто считает насаживание на кол примитивным и незамысловатым зверством. Скорее уж, это своеобразное искусство, и надо отдать должное княжеским палачам — они владели им в совершенстве.

Трое мужчин медленно, со знанием дела проталкивали заостренный кол вглубь женского тела. Вот она, злая шутка Локи: подобно опытным целителям, палачи действовали осторожно, чутко прислушиваясь — нет, не к воплям несчастной, а к собственным движениям, — дабы серьезно не повредить внутренние органы жертвы и не даровать ей слишком легкую смерть. Время от времени они ненадолго прерывали свой утомительный труд и, задыхаясь от натуги, отирая пот, обменивались короткими замечаниями — обсуждали состояние легких, сердца, печени казнимой — и давали друг другу советы. Выглядели они при этом до странности неприлично — словно любовники, склонившиеся над телом общей подруги. В какой-то миг возникла заминка — требовалось принести свежих опилок и посыпать залитый кровью снег. И то правда: не барахтаться же палачам в образовавшейся жиже. Того и гляди, поскользнешься и испортишь все дело…

Одно точное движение — и острый нож вспорол кожу над правой лопаткой женщины. В образовавшемся отверстии немедленно показалось деревянное острие, доказывая, что все было сделано грамотно: кол прошел вдоль позвоночника, благополучно миновал сердце и вышел из тела жертвы. Толпа отозвалась восторженным ревом. Куча почтенных, хорошо одетых горожан — ядро новгородского веча — одобрительно трясла окладистыми бородами. Казнь прошла успешно. Злосчастная Даника была насажена на кол, словно бык на вертел. И она все еще оставалась живой, о чем свидетельствовало слабое подергивание конечностей. Как и было задумано…

Палачи перерезали ремни, державшие женщину в распяленном виде, и вновь связали ее ноги — теперь уже вместе, у основания кола. Разумная предосторожность: это помешает жертве сразу же соскользнуть вниз по столбу. Затем палачи медленно — словно опасаясь потревожить истерзанное тело — подняли жердину и утвердили ее в заранее вырытой яме. Яму тут же забросали землей и плотно утрамбовали. Мало того, основание кола укрепили с помощью специальных подпорок. Вот теперь можно наконец перевести дух — все проделано в лучшем виде. Так сказать, в полном соответствии с законом и пожеланием уважаемого веча…

Связанные босые ноги Даники не доставали до земли, и тело под собственным весом медленно сползало вниз. Мягкие белые снежинки кружились в воздухе и падали на свеженасыпанный земляной холмик. Через три дня — а именно столько потребуется агонизирующей жертве, чтобы умереть — сугроб у ее ног основательно пропитается кровью, сделается сначала ярко-алым, а затем побуреет.

Несомненно, это была великолепная демонстрация мастерства княжеских палачей. И оставалось только восхищаться отлаженной машиной правосудия, действующей в этом городе, который сами жители уважительно величали Господином Великим Новгородом. Увы, я вряд ли мог в полной мере насладиться предложенным зрелищем, ибо сам был следующим на очереди. Мысль моя лихорадочно металась в поисках ответа на вопрос: «Что бы такого предложить правителям Новгорода, дабы убедить их держать свой жуткий кол подальше от моей трясущейся задницы?»

Возможно, погребальный курган, в котором собрано все серебро этого мира, покажется им приемлемой ценой?

Гестеринг, Эстергетланд, начало осени 972 года

Накануне того дня, когда мы запланировали перегонять лошадей с летних пастбищ, небо словно прорвало. Высунувшись в дверь, я наблюдал, как с моря наползает сплошная серая пелена. Северный ветер нагонял тяжелые тучи, которые изливались нескончаемыми потоками дождя. Достаточно было прислушаться к его неумолчному шуршанию — точно клубок рассерженных змей шипит, — чтобы понять: это надолго. Дождь будет идти не один день.

Внутри жизнь текла своим чередом. Торгунна только что подкинула дров в очаг и теперь устанавливала котел поближе к огню. Тонкое личико альва и могучий бюст, как у корабельной ростры — вот какова она, наша Торгунна. Эта темноволосая девица («ну, чисто гальюнная фигура», как изволил выразиться Квасир) обладала совершенно особым взглядом. Когда она, саркастически изогнув бровь, смотрела на вас своими непроницаемо-черными — точно помет старой овцы — глазами, вы невольно ощущали потребность съежиться и уползти куда-нибудь подальше. Мы все были потрясены, когда Квасир решил на ней жениться. Старина Финн, вдрызг напившийся на свадебном пиру, выразил общее мнение, сказав: «Видать, слишком долго пробыл в плавании… Ну, посудите сами, зачем такому человеку, как Квасир Плевок, жена? Вот увидите, шести месяцев ему будет достаточно. По весне он снова запросится в море, к своим гальюнным фигурам».

Рядом с ней примостилась Ингрид: длинным ножом она решительно — так что косы на плечах подскакивали — крошила капусту и украдкой бросала взгляды на Ботольва. Ну, то есть это ей казалось, что украдкой… Эта малышка — тоненькая и светловолосая, полная противоположность Торгунне — давно уже была влюблена в Ботольва и, судя по всему, дело шло к официальной помолвке.

Обе девушки были родом из соседнего хутора под названием Гуннарсгард. Торгунна приходилась сестрой Тордис, той самой, что вышла замуж за Тора Железнорукого. Согласно завещанию, обе сестры являлись полноправными хозяйками усадьбы — вот уж их старик учудил так учудил! У нас ведь испокон веку ведется, чтобы земля отходила к старшему в роду. Но делать нечего, обе сестры так и жили на хуторе, а Ингрид, двоюродная, обреталась у них в приживалках.

Помню, тогда многие завидовали Тору: мол, хорошо устроился, с тремя-то женщинами под одной крышей. Хотя те, кто помудрее, только хмыкали и качали головами. Три жены, говорили они, втрое больше беды. Тор и в самом деле одно время подумывал жениться на Торгунне — чтобы наложить лапу на все имение и жить себе припеваючи. Но тут появился Квасир и увез Торгунну в Гестеринг, а с нею заодно прикатила и Ингрид. Случилось это вскорости после того, как мы с побратимами обосновались в здешних местах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector